Ветеранов — хранителей памяти о страшной войне с каждым годом становится все меньше. Среди судей в отставке Свердловского областного суда в живых осталось только двое фронтовиков — Георгий Васильевич Новокрещенов и Герман Феодосьевич Семеновских. Сегодня и тому и другому 91 год. Оба участвовали в самых жестоких битвах на фронтах Великой Отечественной. Оба встретили Победу на передовой.
Перед ними — тогда еще совсем молодыми, открывались огромные возможности в выборе жизненного пути. Страна строилась, развивалась, и кто-то мечтал стать инженером, кто-то — врачом, кто-то — летчиком. История распорядилась по-своему. И большинству пришлось стать солдатами.
В марте 1942 года рабочий кузнечно-молотового цеха Уральского завода тяжелого машиностроения Георгий Новокрещенов стал рядовым Красной Армии. В Омском пехотном училище призывника определили в минометный батальон. Курс обучения был сжат до минимума: вместо двух лет новобранцы учились полгода. Выпускников отправили в действующую армию без аттестации. Новобранец оказался в минометной роте 62-й дивизии, которая направлялась к Сталинграду. Командование решило организовать наступление советских войск севернее Сталинграда с целью отвлечь врага, наступавшего на город. Место будущего сражения дивизии представляло собой степь со многими оврагами и редкими холмами, на которых находились позиции немцев. Дивизия оказалась на открытой местности. У бойцов не было даже лопат, чтобы окопаться. Бомбежка «юнкерсов», пролетавших один за другим на низкой высоте, и шквальный огонь пулеметов остановили наступающих. Пехота залегла. Отступить невозможно, приказано идти вперед.
— После страшного побоища с наступлением темноты мы двинулись искать оставшихся в живых солдат, — рассказывает ветеран. — В степи ни одного ориентира. Шли по направлению к холмам, где находилась немецкая оборона. Кругом лежали убитые. Мы искали свой батальон. Опрашивали подходивших к кухне, раздавали кашу. Ее осталось больше половины... Кормить было некого. И это только после первого боя наступления...
При обороне Сталинграда Г.В. Новокрещенов был ранен, а позже представлен к награде. После Сталинграда он воевал на Степном и 2-м Украинском фронтах. За время войны Георгий Васильевич был трижды ранен. Его многочисленные награды говорят сами за себя: ордена Отечественной войны I и II степени, медали «За оборону Сталинграда», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Победу Георгий Новокрещенов встретил под Дрезденом. Их 97-я дивизия ожидала разминирования городских мостов. В пять часов утра по радио сообщили о капитуляции Германии.
— Я от избытка чувств скакал на коне вдоль колонн солдат и техники и стрелял из пистолета вверх, — вспоминает Георгий Васильевич. — Вскоре разрешили движение, и мы двинулись на Прагу по красивым каменным мостам древнего Дрездена. Впереди нас шли танкисты. Они оказали помощь восставшим в Праге и были награждены медалью «За освобождение Праги». На этом война для меня закончилась.
После демобилизации Георгий Васильевич Новокрещенов поступил в Свердловскую юридическую школу, которую окончил в 1948 году. Первый опыт правовой работы народный судья приобрел в Тугулымском районе. Дел было много. Кроме того, в то время в суде не было ни секретарей, ни сотрудников канцелярии. Только работоспособность и добросовестность помогали судье справляться с колоссальной нагрузкой.
Затем в течение пятнадцати лет Г.В. Новокрещенов исполнял обязанности судьи в Коптеловском и Гаринском районах. В 1963 году его избрали членом областного суда и направили работать председателем постоянной сессии в Ивдель. Он рассматривал дела о преступлениях в исправительно-трудовых колониях, материалы об условно-досрочном освобождении. В 1972 году Г.В. Новокрещенов вошел в состав коллегии по уголовным делам первой инстанции областного суда.
Об одном из процессов вспоминает Татьяна Петровна Баландина, заместитель председателя Свердловского областного суда. В 1970-х годах она была секретарем судебного заседания.
— В областной суд поступило уголовное дело по обвинению одного гражданина в совершении убийства двух лиц. Это произошло в Пелымском лесхозе, который расположен в Гаринском районе. Все свидетели по этому делу жили в отдаленной деревне Шантальской, тогда там насчитывалось 150 жителей. Никакого сообщения между Сосьвой, Гарями и Шантальской не было, а дело надо было как-то рассматривать. К нам в областной суд никто не приезжает, дело рассматривать невозможно, председатель ругается. Георгий Васильевич почесал затылок и сказал свою знаменитую фразу: «Ядрена кочка! Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Поедем сами в деревню Шантальскую». И мы поехали с Георгием Васильевичем в Сосьву. В вертолет сели два народных заседателя, прокурор, адвокат, конвой, который состоял из пожарного и милиционера — другого не было. Прилетели в Шантальскую и рассмотрели дело в клубе. Ночевали в доме у председателя сельсовета. Адвокату места не хватило, поэтому он ночевал на сеновале. Георгий Васильевич всю ночь писал приговор, утром огласил его. Приговор был очень суров — высшая мера наказания, но справедлив. Когда мы возвращались обратно тем же путем вместе с осужденным, за все время пути он, находясь вместе с составом суда в салоне вертолета, ни разу не высказал никаких претензий по поводу незаконности или суровости приговора.
В областном суде Георгий Васильевич проработал 16 лет, затем несколько лет трудился в отделе юстиции Свердловского облисполкома.
Год назад, одновременно с 90-летним юбилеем Георгия Васильевича, в семье Новокрещеновых отметили еще одну дату — 65-летие со дня свадьбы. Тамара Александровна и Георгий Васильевич вместе с 21 июля 1948 года. Они воспитали двоих детей, внуков, подрастает правнучка. Супруги Новокрещеновы в 2011 году первыми в Ленинском районе Екатеринбурга награждены знаком отличия «Совет да любовь».
Судьба Германа Феодосьевича Семеновских сложилась иначе.
На фронт он ушел в ноябре 1941 года добровольцем.
Ему было всего 17 лет. После окончания курсов телеграфистов юного бойца
определили радистом-связистом. Все время на передовой. Вплоть
до 9 мая
Из фронтовых воспоминаний Г.Ф. Семеновских:
— Пикирующие бомбардировщики делают заход за заходом. Кажется, что бомбы летят прямо на тебя. Бросаешься на землю, ждешь конца. Но нет, бомбы просвистели мимо и ухнули где-то рядом. Солдаты Второй ударной смотрят на нас с удивлением. А нам страшно... Были-то мы, связисты, тогда безусыми мальчишками, совсем незакаленными. А доставалось нам тоже! Работали как в аду — днем и ночью, в холоде и жаре, болотной сырости, под постоянными обстрелами. Связь на фронте нужней нужного.
Во время весенней распутицы 1942–1943 годов для обеспечения батарей боеприпасами нам по два раза в день приходилось на себе таскать мины. Для того чтобы сапоги не увязли в грязи, мы их за «ушки» привязывали под коленками.
Особенно тревожным было ожидание исхода Сталинградской битвы на Волге. Наш фронт вел отвлекающие бои с целью сковывать большие силы немцев, но все понимали, что исход войны решит Сталинград. Война казалась бесконечной.
После демобилизации Герман Феодосьевич два года проработал в милиции. Окончив Свердловскую юридическую школу и экстерном юридический институт, в августе 1950 года он был избран членом Свердловского областного суда. Правосудию Герман Феодосьевич Семеновских отдал 36 лет своей жизни. Сначала работал в судебной коллегии по уголовным делам, затем — в коллегии по гражданским делам. Более 30 лет он являлся председательствующим одного из судебных составов.
— Всегда уважал и ценил свою должность — члена суда, — вспоминает ветеран. — Она очень ответственная, напряженная, требующая отдачи всех нравственных и физических сил. Чтобы поддерживать свою физическую форму, а это тоже очень важно для работы, мы активно занимались спортом. Ходили в походы, сплавлялись на байдарках по рекам Урала: Чусовой, Белой, Сылве.
Кстати, активный образ жизни ветеран ведет до сих пор, например, регулярно катается на велосипеде, а еще несколько лет назад бегал кроссы.
Для коллектива Свердловского областного суда Г.В. Новокрещенов и Г.Ф. Семеновских — не просто судьи в отставке. Для многих они — образец мужества, стойкости, неиссякаемого оптимизма.
Екатерина Масленникова, руководитель пресс-центра Свердловского областного суда
По материалам книги судьи Свердловского областного суда в отставке Л.А. Павловой «Жить — значит помнить»
Журнал "Судья" № 5, 2015 г.