![]() |
Получайте судебные уведомления в личном кабинете на Госуслугах

⛆ Отсканируйте QR-код для быстрого перехода к разделу настроек ГОСПОЧТЫ ⛆
Уважаемые граждане! Информируем вас о временных технических неполадках в модуле "Электронное правосудие" портала ГАС "Правосудие". В связи с этим, процессуальные документы поступают в суд с задержкой. Для оперативной передачи срочных документов просим вас использовать альтернативные средства связи. |
УТВЕРЖДЕНО
приказом председателя
Свердловского областного суда
от 31.12.2019г. № 96/ОД
ПОЛОЖЕНИЕ
об учетной политике Свердловского областного суда
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Настоящее Положение об учетной политике устанавливает правила ведения бюджетного и налогового учета Судом.
Учетная политика Суда разработана в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации, содержащими правовые основы организации и ведения бухгалтерского учета, а также определяющими основные требования к бюджетному учету и учетной политике (с учетом их изменений и дополнений), в том числе:
- Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ),
- Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ),
- Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ),
- Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ),
- Федеральным законом от 6декабря 2011г. №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - № 402-ФЗ),
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010г. №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Инструкция №157н),
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06 декабря 2010г. №162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее – Инструкция №162н),
- Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010г. № 191н (далее – приказ МФ РФ №191н),
- приказом Минфина России от 30 марта 2015г. N52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»,
- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 г. № 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора",
- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 г. № 257н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства",
- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 г. № 258н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда",
- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 г. № 259н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Обесценение активов",
- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 г. № 260н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности",
- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 г. № 274н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки",
- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 г. № 278н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Отчет о движении денежных средств",
- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27.02.2018 г. № 32н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы",
- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2018 № 132н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения",
- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 07.12.2018 №256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Запасы",
- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.05.2018 №124н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах",
- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28.02.2018 №37н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности",
- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28.06.2018 №145н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Долгосрочные договоры",
- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.06.2018 №146н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концессионные соглашения",
- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 № 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления",
- другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы ведения бюджетного, бухгалтерского и налогового учета.
1.2. СОСТАВ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Учетная политика разработана исходя из особенностей деятельности Суда, включает в себя и реализуется через следующие внутренние акты:
- рабочий план счетов бюджетного учета, включающий синтетические и аналитические счета бухгалтерского учета, охватывающие все хозяйственные операции и направления деятельности Суда (Приложение №1 к Положению);
- график документооборота первичных (сводных) учетных документов (Приложение №2 к Положению);
- порядок организации и обеспечения внутреннего финансового контроля;
- порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
- порядок представления отчетности;
- порядок выдачи денежных средств и денежных документов под отчет, утвержденный приказом председателя Суда;
- положение о дополнительных выплатах государственным гражданским служащим Суда, утвержденное приказом председателя Суда;
- положение об оплате труда работников по охране и обслуживанию зданий, утвержденное приказом председателя Суда;
- прочие методические указания, инструкции, приказы и распоряжения Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и председателя Суда по организации и ведению учета.
1.3. ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ
Учетная политика Суда применяется с момента ее утверждения последовательно из года в год. Изменение учетной политики вводится с начала финансового года или в случае изменения законодательства Российской Федерации и нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бюджетного, бухгалтерского и налогового учета, а также существенных изменений деятельности Суда в течение текущего года.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА
2.1. ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ
И ВЕДЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО (БУХГАЛТЕРСКОГО) УЧЕТА
Бухгалтерский учет представляет собойформирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом «О бухгалтерском учете», и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем.
Бюджетный (бухгалтерский) учет в Суде осуществляется финансово-экономическим отделом, возглавляемым начальником финансово-экономического отдела – главным бухгалтером. Начальник финансово-экономического отдела - главный бухгалтер подчиняется непосредственно председателю суда и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной бюджетной, бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, на которого приказом председателя суда возложены функции главного бухгалтера.
Структура, функции, цели и задачи деятельности финансово-экономического отдела Суда определены штатным расписанием суда и Положением о финансово-экономическом отделе. Полномочия, права, обязанности и ответственность работников отдела определены должностными регламентами государственных гражданских служащих, утвержденными в установленном порядке.
Требования председателя Суда и начальника финансово-экономического отдела - главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в финансово-экономический отдел необходимых для ведения бюджетного учета документов и сведений обязательны для всех работников Суда.
2.2 ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К БЮДЖЕТНОМУ УЧЕТУ
Настоящее положение определяет порядок ведения бюджетного, бухгалтерского и налогового учета и формирования отчетности в Суде в соответствии с законодательством Российской Федерации и правилами бюджетного, бухгалтерского и налогового учета и отчетности.
При ведении бюджетного учета Суд обеспечивает формирование полной и достоверной информации о наличии государственного имущества, его использовании, о принятых обязательствах, полученных финансовых результатах и формирование бюджетной отчетности.
Бюджетный учет в Суде ведется в соответствии с Рабочим планом счетов бюджетного учета (Приложение №1).
Бюджетный учет имущества, обязательств, операций, их изменяющих (фактов хозяйственной деятельности), финансовых результатов осуществляется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов субъекта учета.
В целях обеспечения своевременного и достоверного отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни формируется первичный учетный документ в момент совершения факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно по окончании операции.
Перечень лиц, имеющих право подписи бухгалтерских, финансовых документов, утверждается приказом председателя Суда.
Перечень лиц, имеющих право получать наличные денежные средства под отчет на приобретение товаров (работ, услуг) и Порядок расчетов с подотчетными лицами утверждается приказом председателя Суда.
Имущество Суда закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации и учитывается обособленно от иного имущества, находящегося в пользовании.
Порядок исчисления и уплаты налогов регулируется нормами НК РФ и принятыми в соответствии с ним законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Для отражения фактов хозяйственной жизни по поступлению и выбытию активов создается постоянно действующая комиссия, утверждается приказом председателя Суда.
Систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, в целях отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляется Судом в регистрах бухгалтерского учета, составляемых по формам, установленным органом, осуществляющим согласно законодательству Российской Федерации регулирование бухгалтерского учета.
Регистры бухгалтерского учета формируются в виде книг, журналов, карточек.
Данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов систематизируются в хронологическом порядке (по датам совершения операций, дате принятия к учету первичного документа) и (или) группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета накопительным способом с отражением в следующих регистрах бухгалтерского учета:
1 - Журнал операций по счету "Касса";
2 - Журнал операций с безналичными денежными средствами;
3 - Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
4 - Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
5 - Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;
6 - Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям;
7 - Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
8 - Журнал по прочим операциям;
Главная книга.
В случае большого количества листов в формируемом журнале, журнал операций может детализироваться.
На основе данных синтетического и аналитического учета Суд составляет месячную, квартальную и годовую бюджетную и налоговую отчетность и представляет ее вышестоящему органу в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов Российской Федерации, утвержденной приказом МФ РФ № 191н, НК РФ, а так же иными методическими указаниями, инструкциями, приказами и распоряжениями Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
2.3 . ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Обработка учетной информации в Суде осуществляется автоматизированным способом с использованием программного комплекса конфигурации "1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8", дорабатываемого с учетом специфики деятельности Суда.
Для ведения кадрового учета и начисления заработной платы и денежного содержания сотрудникам суда используется программный комплекс конфигурации «1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8».
С использованием телекоммуникационных каналов связи и электронной подписи осуществляется электронный документооборот по следующим направлениям:
система удаленного финансового документооборота (СУФД) и государственная интегрированная информационная система «Электронный бюджет» (ГИИС «Электронный бюджет) с Управлением федерального казначейства по Свердловской области (далее – УФК по Свердловской области). Порядок документооборота определяется заключенным договором (соглашением) и соответствующими нормативными актами Минфина России и Федерального казначейства России;
передача бюджетной отчетности в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (с использованием ПК «АКСИОК» и средствами подсистемы «Учет и отчетность» ГИИС «Электронный бюджет»);
передача отчетности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в инспекцию Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Екатеринбурга (через систему «СКБ Контур»);
передача отчетности по страховым взносам и сведениям персонифицированного учета в отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (через систему «СКБ Контур»);
передача отчетности в Федеральную службу государственной статистики Российской Федерации (через систему «СКБ Контур»);
размещение информации о заключенных государственных контрактах на официальном сайте Zakupki.gov.ru;
государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет»: подсистема учета и отчетности, подсистема управления закупками, подсистема управления расходами, подсистема бюджетного планирования»;
отправление реестров на перечисление заработной платы через программу «Сбербанк Бизнес Онлайн»;
обмен электронными первичными учетными документами по внутриведомственным расчетам по форме Извещение (ф. 0504805) между Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации осуществляется средствами ПИ УБС модуля «Извещения» системы «Учет бюджетных средств» (ПИ УБС) подсистемы «Финансы» ГАС Правосудие».
Без надлежащего оформления первичных (сводных) учетных документов любые исправления (добавление новых записей) в электронных базах данных не допускаются.
2.4. РАБОЧИЙ ПЛАН СЧЕТОВ
Бюджетный учет ведется в соответствии с Рабочим планом счетов бюджетного учета (Приложение №1 к настоящему Положению), разработанного на основе Инструкций №№157н, 162н и приказа МФ РФ №65н).
Бюджетный учет ведется раздельно в разрезе разделов, подразделов, целевых статей, видов расходов, кодов операций сектора государственного управления бюджетного финансирования, а также установленной ГРБС детализации внутри кода классификации операций сектора государственного управления.
Номера счетов рабочего плана счетов устанавливаются в соответствии с бюджетной классификацией, назначение и структура кодов которой и ее составные части содержатся в текущих Указаниях о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждаемых приказами Министерства финансов Российской Федерации.
При отражении операций на счетах бюджетного учета применяются следующие коды вида деятельности:
1– деятельность, осуществляемая за счет средств федерального бюджета Российской Федерации (бюджетная деятельность);
3– средства во временном распоряжении.
Коды счетов забалансового учета устанавливаются в соответствии с приказами Министерства финансов Российской Федерации №157н и 162н.
Суд вправе вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, выданного в пользование.
2.5. ПРИМЕНЯЕМЫЕ ФОРМЫ ПЕРВИЧНЫХ
УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ПОРЯДОК ИХ ОФОРМЛЕНИЯ И ХРАНЕНИЯ
Все хозяйственные операции оформляются оправдательными документами, составленными в соответствии с постановлениями Госкомстата Российской Федерации, приказами Министерства финансов Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти.
Формы первичных и сводных учетных документов, которые указанными выше нормативными документами не регламентированы, разрабатываются судом самостоятельно в соответствии с требованиями Федерального закона № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и приказа Минфина России №157н.
Первичный учетный документ принимается к бюджетному учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа, и при наличии на нем подписи председателя Суда или уполномоченных им на то лиц. Документами, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, принимаются к отражению в бюджетном учете при наличии на документе подписей председателя суда и главного бухгалтера или уполномоченных ими на то лиц.
Для отражения аналитических показателей, формируемых согласно учетной политике, Суд вправе ввести в регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты и показатели при условии сохранения обязательных реквизитов и показателей, предусмотренных формами документов, утвержденными приказом МФ РФ.
К бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление.
Порядок, сроки представления и обработки первичных документов в финансово-экономический отдел регламентируется графиком документооборота Суда (Приложение №2 к Положению).
Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также за своевременное и качественное создание документов, своевременную передачу их в финансово-экономический отдел для отражения в бюджетном учете и отчетности, а также за достоверность содержащихся в них данных несут лица, оформившие и подписавшие эти документы.
Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота осуществляют руководители структурных подразделений, в которых разрабатываются соответствующие документы, и главный бухгалтер.
Данные проверенных и принятых к учету первичных документов систематизируются в хронологическом порядке и отражаются накопительным способом в регистрах бюджетного учета.
Регистры бухгалтерского учета формируются в виде книг, журналов, карточек.
Первичные и сводные учетные документы составляются на бумажных и машинных носителях, а также в форме электронных документов с применением электронной подписи.
По истечении каждого отчетного периода (месяца, квартала, года) первичные (сводные) учетные документы, сформированные на бумажном носителе, относящиеся к соответствующим журналам операций, иным регистрам бухгалтерского учета, хронологически подбираются и сброшюровываются.
Все документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности Суда, формируются в дела с учетом сроков хранения документов согласно утвержденной номенклатуре дел.
Документооборот между Судом и УФК по Свердловской области осуществляется в системе электронного документооборота Федерального казначейства России. Хранение всех созданных сторонами в рамках документооборота первичных и сводных учетных документов осуществляется в форме электронного документа в СУФД. В целях текущего контроля изготовление копий электронных документов на бумажном носителе производится ежедневно, их хранение осуществляется в Журнале операций с безналичными денежными средствами и в журнале по прочим операциям.
Исправление в первичном учетном документе осуществляется путем зачеркивания одной чертой неверного текста или суммы и указанием правильной записи. Исправление ошибки должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок оформляются первичным учетным документом – справкой, содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений.
Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.
Первичные учетные документы, финансовая отчетная документация, регистры бюджетного учета подлежат передаче в архив Суда. Порядок и сроки передачи первичных документов и регистров бюджетного учета в архив установлены в соответствии с номенклатурой дел, утвержденной председателем суда.
2.6. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О бухгалтерском учете" Судом осуществляется внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
Внутренний финансовый контроль производится в целях эффективного и результативного использования бюджетных средств, сохранности финансовых и нефинансовых активов, соблюдения установленных требований и представления достоверной отчетности и включает в себя проверку законности и целесообразности хозяйственных операций, полноты их реализации, достоверности отражения в учете.
Внутренний контроль обеспечивает предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности.
Мероприятия, проводимые в целях внутреннего контроля:
- мониторинг кассового исполнения федерального бюджета в целях контроля за соблюдением требований бюджетного законодательства, в частности, проверка расходования бюджетных средств на предмет соответствия бюджетной смете;
- обработка и контроль оформляемых документов на предмет точности и полноты составления документов для предотвращения возможных ошибок и искажений в учете и отчетности;
- инвентаризация финансовых и нефинансовых активов и обязательств в целях контроля за сохранностью финансовых и нефинансовых активов Суда;
- проверка фактического отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни, имевших место в отчетном периоде и подлежащие отнесению к этому периоду;
- контроль отражения активов, обязательств, доходов и расходов в правильном стоимостном измерении на соответствующих счетах бухгалтерского учета и в соответствующих регистрах бухгалтерского учета;
По этапам осуществления операций внутренний контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль заключается в проверке соблюдения установленных требований в процессе исполнения бюджетной сметы расходов до принятия решений о расходовании бюджетных средств и проводится до начала совершения хозяйственной операции: составление плана закупок (размещения заказов), контроль за соответствием принимаемых бюджетных обязательств (заключаемых Судом договоров, соглашений, государственных контрактов) доведенным объемам лимитов бюджетных обязательств, проверка оформления первичных документов, заключаемых договоров.
Текущий контроль осуществляется на стадии формирования, распределения и использования финансовых ресурсов и заключается в проведении повседневного мониторинга соблюдения установленных правил исполнения бюджетной сметы, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности: контроль за исполнением бюджетной сметы, целевым использованием средств федерального бюджета, соблюдением порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций, за расходованием подотчетных денежных средств, за суммами дебиторской и кредиторской задолженности, выявление и устранение ошибок и неточностей в первичных документах, арифметическая проверка документов, регулярный анализ кассового исполнения, анализ соответствия кассовых расходов фактически производимым расходам, плановые и внеплановые инвентаризации кассы, полные и выборочные инвентаризации имущества и обязательств.
Последующий контроль заключается в осуществлении оценки результативности и эффективности расходования бюджетных средств и проводится по итогам совершения хозяйственных операций: контроль соответствия перечня полученных товаров, работ и услуг перечню оплаченных согласно заключенным договорам (государственным контрактам), проведение сверок взаиморасчетов с контрагентами, взаиморасчетов с налоговыми органами и внебюджетными фондами, проведение инвентаризации финансовых и нефинансовых активов при подготовке квартальной или годовой отчетности, проверка бухгалтерской документации и отчетности, выявления нарушений и принятия мер по их устранению.
В осуществлении внутреннего контроля участвует весь персонал Суда в соответствии с его полномочиями и функциями.
3. ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО (БЮДЖЕТНОГО) УЧЕТА
3.1. УЧЕТ САНКЦИОНИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА
Одной из основных задач бюджетного учета операций санкционирования расходов бюджета является обеспечение соблюдения требований БК РФ, в соответствии с которыми Суд принимает и (или) исполняет бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
На основании доведенных лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций составляется бюджетная смета расходов.
Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации, кодов операций сектора государственного управления с дополнительной детализацией по кодам аналитических показателей в соответствии с доведенными Судебным департаментом показателями бюджетной росписи.
Внесение изменений в смету осуществляется путем утверждения изменений показателей сметы - сумм увеличения и (или) уменьшения объемов сметных назначений.
Бюджетные обязательства принимаются Судом в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Бюджетные обязательства также могут приниматься на основании счетов (счетов-фактур), если договор не оформлялся или договором не предусмотрены конкретные суммы обязательств.
Бюджетный учет операций по учету показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, утвержденных сметных назначений осуществляется на соответствующих счетах санкционирования расходов бюджета на основании первичных учетных документов.
При поступлениидокументов, корректирующих стоимость отраженных расходов, затрат, производятся соответствующие корректировочные записи по операциям санкционирования.
Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется УФК по Свердловской области в форме проведения проверки, предусмотренной порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом.
Оплата денежных обязательств осуществляется в пределах доведенных до Суда лимитов бюджетных обязательств. Оплата за оказанные услуги, выполненные работы и поставленные товары производится только на основании подписанной сторонами и согласованной материально ответственным или ответственным лицом за приемку и подтверждение исполнения услуг закрывающих документов (товарных накладных, универсальных передаточных документов, актов).
Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств со счета Суда в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
3.2. АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
Суд наделен полномочиями администратора доходов федерального бюджета по отдельным кодам доходов бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с приказом главного распорядителя (Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации).
Порядок осуществления полномочий администратора доходов федерального бюджета определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Судебного департамента. Суд администрирует поступления в бюджет на счете КДБ 1.210.02.000.
Поступление администрируемых доходов отражается в учете на основании первичных документов, приложенных к выписке из лицевого счета администратора и Выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета предоставляемой органом казначейства.
Отражение в учете задолженности дебиторов в виде возмещения эксплуатационных и иных расходов, в том числе услуг связи, коммунальных услуг, услуг по содержанию имущества, осуществляется на основании актов выполненных работ (оказанных услуг), счетов и справок-расчетов.
Отражение в учете задолженности дебиторов по предъявленным к ним Судом штрафам, пеням, иным санкциям производится на основании документов, полученных от курирующего структурного подразделения.
Сумма доходов отражается в бюджетном учете в момент возникновения требования к плательщикам.
Начисление доходов от возмещения ущерба (хищений) материальных ценностей отражается на дату обнаружения исходя из текущей восстановительной стоимости, которая определяется комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения.
3.3. УЧЕТ ПО ОПЕРАЦИЯМ СО СРЕДСТВАМИ ПОСТУПАЮЩИМИ ВО ВРЕМЕННОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ
В соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства Суду открыт лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств в органе Федерального казначейства.
Порядок работы со средствами, поступающими во временное распоряжение Суда утвержден приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
На лицевых счетах для учета денежных средств, поступающих во временное распоряжение учитываются операции с денежными средствами, являющимися предметом залога; денежные средства взамен принятых судом мер по обеспечению иска (вносятся ответчиками); денежные средства для обеспечения возмещения судебных расходов, связанных с рассмотрением гражданских или административных дел; денежные средства в качестве встречного обеспечения при рассмотрении федеральным арбитражным судом заявлений о принятии обеспечительных мер и ходатайств с приостановлением исполнения судебного акта при их рассмотрении федеральным арбитражным судом апелляционной или кассационной инстанции; денежные суммы для оплаты судебных издержек при рассмотрении арбитражных дел; денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), обеспечения исполнения контракта; обеспечения гарантийных обязательств.
Учет операций по движению средств, поступивших во временное распоряжение ведется в соответствии с Инструкцией №162н.
3.4. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ДЕНЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Учет денежных средств осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации.
Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается ежегодно отдельным приказом председателя суда.
Допускается накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита в дни выплаты заработной платы.
Продолжительность срока выдачи заработной платы составляет пять рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты).
Выдача наличных денежных средств (кроме расчетов по заработной плате, социальным выплатам, расчетов с участниками судебных процессов) производится: под отчет на командировочные расходы при направлении сотрудников в служебную командировку и на профессиональную переподготовку, стажировку и повышение квалификации; под отчет на оплату проезда судей к месту отдыха и обратно; под отчет на административно-хозяйственные нужды суда; в порядке возмещения произведенных из личных средств работника расходов (включая перерасход по авансовым отчетам) по утвержденным и принятым к учету авансовым отчетам.
Кассовые операции ведутся специалистом финансово-экономического отдела (далее - кассир), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей.
Кассир снабжается печатью (штампом), содержащей (содержащим) реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции, а также образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы.
В кассовых документах указывается основание для их оформления и перечисляются прилагаемые подтверждающие документы (расчетно-платежные ведомости, платежные ведомости, заявления, счета, другие документы).
Внесение исправлений в кассовые документы не допускается.
Для учета поступающих в кассу и выдаваемых из кассы наличных денег, ведется кассовая книга.
Записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру и расходному кассовому ордеру, оформленному на полученные (выданные) наличные деньги.
Кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись.
Листы кассовой книги подбираются в хронологической последовательности и брошюруются по мере необходимости, но не реже одного раза в календарный год.
Кассовые документы, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств могут оформляться на бумажном носителе или с применением технических средств, предназначенных для обработки информации, включая персональный компьютер и программное обеспечение.
Кассовые документы, оформляемые с применением технических средств, распечатываются на бумажном носителе.
Денежные документы хранятся в кассе Суда и учитываются по счету 201.35 «Денежные документы». В состав денежных документов Суда учитываются жетоны на проезд в метро для судей, санаторно-курортные путевки поступившие в рамках контракта.
Прием в кассу и выдача из кассы таких документов оформляются Приходными кассовыми ордерами и Расходными кассовыми ордерами с оформлением на них записи "Фондовый".
В целях обеспечения мероприятий по сохранности наличных денег в Суде заключаются договоры на инкассаторские услуги.
Для проведения инвентаризации ценностей, находящихся в кассе Суда приказом председателя суда назначается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
Проведение инвентаризации обязательно:
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
при смене материально ответственного лица;
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при ликвидации (реорганизации) организации и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.
Внезапная (внеплановая) инвентаризация проводится один раз в квартал.
Инвентаризации подлежат наличные денежные средства, денежные документы и бланки строгой отчетности.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
Проверка фактического наличия ценностей производится при обязательном участии материально ответственного лица (кассира).
На основании инвентаризационных описей, ведомости расхождений (при ее наличии) оформляется акт о результатах инвентаризации.
3.5. ПОРЯДОК И СРОКИ ВЫДАЧИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
И СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ
Табель учета использования рабочего времени (ф. 0504421) (далее - Табель) в Суде применяется для регистрации различных случаев отклонений от нормального использования рабочего времени.
Изменения списочного состава работников в Табеле производятся на основании документов по учету и его оплаты (приказы на прием, увольнение перевод, приказы на отпуска и т.п.).
При обнаружении лицом, ответственным за составление и представление табеля, факта не отражения отклонений или неполноты представленных сведений об учете рабочего времени (представление работникам листка нетрудоспособности, приказа о представлении отпуска работнику и других документов, в том числе с поздним представлением документов) лицо, ответственное за составление табеля, обязано учесть необходимые изменения и представить корректирующий табель, составленный с учетом изменений.
Начисления и выплаты материального обеспечения судей и оплаты труда государственных служащих осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ, положением о дополнительных выплатах государственным гражданским служащим Суда, утвержденное приказом председателя Суда и положением об оплате труда работников по охране и обслуживанию зданий, утвержденное приказом председателя Суда.
Выплата заработной платы за первую и вторую половину месяца работникам Суда осуществляется два раза в месяц в сроки, установленные Служебным распорядком Суда.
Выплата начисленных социальных выплат, в том числе надбавки к заработной плате в размере 50% ЕПС работающим судьям, а также начисленного за текущий месяц ежемесячного пожизненного содержания судьям в отставке, производится в день выдачи заработной платы за вторую половину прошедшего месяца.
Выплата заработной платы и социальных выплат производится путем безналичного перечисления начисленных сумм на лицевые счета банковских карт «МИР», открываемых работниками суда в Уральском Банке ПАО «Сбербанк России», в соответствии с условиями заключенного между банком и Судом договора (соглашения).
Работникам Суда, не имеющим банковских карт «МИР», заработная плата и социальные выплаты выплачиваются в кассе Суда до момента получения ими банковских карт «МИР».
При зачислении в штат Суда судьи или работника Суда, уже имеющие банковские карты «МИР» отделения Уральского Банка Сбербанка России, начисленные им выплаты могут по их заявлению перечисляться на ранее открытые банковские карты «МИР».
Заработная плата и социальные выплаты перечисляются на банковские карты «МИР» не позднее дня, установленного для выплаты заработной платы.
3.6. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ДЕНЕЖНЫХ
СРЕДСТВ И ДЕНЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПОД ОТЧЕТ
Порядок выдачи в Суде денежных средств и денежных документов под отчет и представления авансовых отчетов подотчетными лицами утверждается отдельным приказом председателя Суда.
Порядок выдачи в Свердловском областном суде денежных средств и денежных документов под отчет и представления авансовых отчетов подотчетными лицами (далее – Порядок) разработан в целях упорядочения выдачи наличных денежных средств под отчет путем перечисления на расчетную карту, оформленную на сотрудника суда для совершения расходов на административно – хозяйственные нужды суда, на зарплатные карты сотрудников, в связи с направлением их в служебные командировки, на профессиональную переподготовку, стажировку и повышение квалификации, а также выдаче наличных денежных средств и денежных документов из кассы суда.
Выдача денежных средств под отчет производится по распоряжению председателя или заместителя председателя суда на основании письменного заявления получателя, содержащего назначение аванса, расчет (обоснование) размера аванса и срок, на который он выдается. Распоряжение оформляется в виде собственноручной надписи руководителя на заявлении о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, с подписью руководителя и датой.
Предварительно на заявлении о выдаче сумм под отчет бухгалтером проставляется соответствующий счет аналитического учета, включая КРБ, КОСГУ, и делается отметка об отсутствии за подотчетным лицом задолженности по предыдущим авансам.
Выдача наличных денег под отчет на командировочные расходы при направлении сотрудников в служебную командировку и на профессиональную переподготовку, стажировку и повышение квалификации, и принятие расходов к бюджетному учету производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели, в соответствии с действующими нормативными актами. К заявлению на получение под отчет денежных средств в этом случае прикладывается копия приказа (выписка из приказа) о командировании сотрудника.
Предельная сумма выдачи денежных средств под отчет на хозяйственные нужды устанавливается в размере 20000,00 (двадцать тысяч) рублей.
Денежные средства, выданные под отчет, могут расходоваться только на цели, предусмотренные при их выдаче. Передача выданных под отчет наличных денежных средств одним лицом другому запрещается.
Перечисление денежных средств под отчет на банковскую карточку сотрудника или корпоративную карту соблюдается вышеуказанный порядок.
Выдача денежных документов из кассы суда подотчетному лицу на соответствующие цели производится по распоряжению председателя (заместителя председателя) суда на основании письменного заявления подотчетного лица.
Подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги подотчет, или со дня выхода на работу, предъявить в финансово-экономический отдел авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами.
3.7. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗЕРВОВ ПРЕДСТОЯЩИХ РАСХОДОВ
Настоящий порядок формирования резервов предстоящих расходов (далее также — Порядок формирования резервов) разработан в соответствии с приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", а также с учетом приказа от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению (далее - Инструкция N 162н).
Порядок формирования резервов устанавливает правила отражения в бухгалтерском учете суда информации о состоянии и движении сумм резервов предстоящих расходов в целях равномерного включения расходов на финансовый результат суда по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения.
Настоящий Порядок разработан в целях корректного отражения в отчетности информации об отложенных обязательствах учреждения.
Одновременно с формированием резервов предстоящих расходов в учете отражается принятие судом обязательств в сумме сформированных резервов с применением счета 502 09 "Отложенные обязательства".
Величина резервов определяется соответствующим расчетом и является оценочным значением. Размер резервов не ограничен. Период, на который создается резерв, может быть ограничен только сроком исполнения обязательства, в отношении которого создан резерв.
Под сформированные резервы и отложенные обязательства остатки денежных средств на лицевом счете и в кассе суда не резервируются.
В суде формируются следующие виды резервов:
резерв на оплату отпусков за фактически отработанное время (компенсаций за неиспользованный отпуск);
резерв в части платежей на обязательное социальное страхование;
резерв на оплату расходных обязательств, оспариваемых в судебном порядке (по судебным разбирательствам) и по претензионным требованиям и искам;
резерв по обязательствам суда, возникающим по фактам хозяйственной деятельности, по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру из-за отсутствия первичных учетных документов.
Резерв на оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении работника суда, включая платежи на обязательное социальное страхование, начисляется (корректируется) на основании сведений отдела кадров и государственной гражданской службы суда о количестве дней отпуска, право на представление которого имеют работники за фактически отработанное время.
Резерв в части средств на предстоящую оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск определяется в следующем порядке:
Ротп = СрЗ х Кдо, где Ротп – резерв в части средств на предстоящую оплату отпусков; СрЗ – средний дневной заработок для расчета резерва; Кдо – количество дней отпуска всем работникам на отчетную дату, указанное в сведениях отдела кадров и государственной гражданской службы суда.
При этом средний дневной заработок для расчета резерва определяется по формуле:
СрЗ = СУМотп : Копл, где СУМотп – сумма среднего заработка за отпуск, начисленная по всем работникам за год; Копл – количество оплаченных дней отпуска всем работникам за год.
Резерв в части платежей на обязательное социальное страхование рассчитывается исходя из суммы, резервируемой на непосредственную оплату отпусков, а также действующих тарифов страховых взносов.
Начисление (корректировка) резерва на предстоящую оплату отпусков производится ежегодно на отчетную дату. Списание расходов производится ежемесячно в размере начисленных расходов по выплате отпускных, страховых взносов в соответствии с отработанным работником периодом, дающим право на представление отпуска.
В случае если на отчетную дату величина остатка резерва на оплату отпускных, включая платежи на обязательное социальное страхование, по данным бухгалтерского учета меньше, чем величина резерва, определенная по приведенной формуле, то резерв увеличивается на разницу между этими величинами. Доначисленная сумма резерва относится на расходы.
Если на отчетную дату величина остатка резерва на оплату отпускных работникам по данным бухгалтерского учета больше, чем величина резерва, определенная по приведенной формуле, то резерв уменьшается на разницу между этими величинами. Корректировка осуществляется способом «Красное сторно».
Резерв на оплату расходных обязательств, оспариваемых в судебном порядке (по судебным разбирательствам) и по претензионным требованиям и искам
Резерв создается при условии, если по состоянию на отчетную дату суд является стороной судебного разбирательства и (или) суду предъявлены иски (претензии). Если предполагается, что с высокой степенью вероятности судебное решение будет принято не в пользу суда, на основании решения постоянно действующей комиссии суда по поступлению и выбытию активов, резерв создается в размере 100 процентов от суммы предъявленного иска.
Аналитический учет ведется по каждому судебному разбирательству.
В последующие отчетные периоды в зависимости от хода судебного разбирательства на основании представления (заключения) решения профильной комиссии сумма резерва может корректироваться в сторону уменьшения и в сторону увеличения.
Начисление (увеличение) суммы резерва относится на финансовый результат. Если сумма резерва подлежит уменьшению, корректировка осуществляется способом «Красное сторно».
Резерв по обязательствам суда, возникающим по фактам хозяйственной деятельности, по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру из-за отсутствия первичных учетных документов.
Резерв создается для учета фактически осуществленных расходов, по которым на отчетную дату отсутствует документальное подтверждение (первичные документы). Резерв признается в оценочной величине, определенной исходя условий договора (контракта) и объема принятых работ (потребленных услуг), на основании Бухгалтерской Справки (ф. 0504833).
Аналитический учет ведется по кодам бюджетной классификации, по контрагентам и в разрезе договоров (контрактов).
Начисление (корректировка) резерва осуществляется в случае:
- полного использования начисленного резерва;
- принятия решения о реорганизации, ликвидации суда;
- по результатам инвентаризации.
Корректировка резерва осуществляется путем сопоставления сумм резерва, начисленного на установленную дату, с остатком резерва на эту дату и соответствующего увеличения (уменьшения) резерва.
Резервы используются только на покрытие тех расходов, в отношении которых они были созданы.
Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв, осуществляется за счет суммы созданного резерва.
3.8. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
В силу пунктов 7, 8 стандарта «Основные средства» Суд основными средствами признает материальные ценности, соответствующие следующим критериям:
имеют срок полезного использования более 12 месяцев;
предназначены для неоднократного или постоянного использования Судом в целях выполнения им государственных полномочий, а также для управленческих нужд Суда при условии, что данные материальные ценности принадлежат Суду на праве оперативного управления или переданы Судом в пользование иным правообладателям в рамках отношений по операционной аренде (срочные договоры аренды, договоры безвозмездного пользования) с учетом требований стандарта «Аренда»;
обладают полезным потенциалом или способностью обеспечивать экономические выгоды;
первоначальная стоимость надежно оценена, то есть подтверждена документами или экспертизой.
Соответствие объекта основных средств критериям актива является одним из оснований для ввода основного средства в эксплуатацию. Ввод объекта основного средства в эксплуатацию осуществляется комиссией по поступлению и выбытию активов актом ввода в эксплуатацию объектов основных средств. Данная форма первичного документа разработана Судом в соответствии с пунктом 25 стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».
Объект основных средств принимается к бухгалтерскому учету с момента признания его активом по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость объектов основных средств определяется в зависимости от того, каким способом они приобретались: в результате обменных операций, созданы самостоятельно, в результате необменных операций.
Первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в результате обменных операций или созданного Судом самостоятельно, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, формируемых с учетом НДС, предъявленных Суду поставщиками (подрядчиками, исполнителями), в рамках деятельности Суда.
Объекты основных средств, полученные от собственника (учредителя), иной
организации госсектора, подлежат признанию в бухучете в оценке, определенной передающей стороной - по стоимости, отраженной в передаточных документах.
Нефинансовые активы, полученные безвозмездно, не учтенные ранее объекты, а также те, которые получили при разборе, утилизации и ликвидации имущества, учитываются по справедливой стоимости на дату приобретения, если их стоимость не определена.
Для определения справедливой стоимости применяется метод рыночных цен.
При использовании метода рыночных цен справедливая стоимость актива определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами. При этом информация о рыночных ценах может быть получена Судебным департаментом самостоятельно путем мониторинга комиссией по поступлению и выбытию активов рыночных цен в открытом доступе или же от независимых экспертов (оценщиков).
Результаты определения справедливой стоимости актива документально подтверждаются и отражаются в акте технического состояния объекта основных средств. Данная форма первичного документа разработана Судом в соответствии с пунктом 25 стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».
Изменение балансовой стоимости объекта основных средств после его признания в бухгалтерском учете возможно только в случаях:
достройки;
дооборудования;
реконструкции;
технического перевооружения;
модернизации;
частичной ликвидации (разукомплектации);
замещения (частичной замены в рамках капитального ремонта в целях (реконструкции, технического перевооружения, модернизации) объекта или его составной части; переоценки.
Объекты основных средств, не обладающие полезным потенциалом или способностью приносить экономические выгоды, по которым комиссией по поступлению и выбытию активов Суда установлена неэффективность дальнейшей эксплуатации, ремонта, восстановления (несоответствие критериям актива), подлежат отражению на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении» до дальнейшего определения функционального назначения указанного имущества (списания). Дальнейшее начисление амортизации на указанные объекты имущества не производится.
Материальные ценности на забалансовых счетах могут учитываться: по остаточной стоимости (при наличии); по справедливой стоимости; в условной оценке («один объект - один рубль») - при полной амортизации объекта (при нулевой остаточной стоимости).
В целях выявления объектов основных средств, которые в ходе владения (пользования) перестали соответствовать критериям активов, комиссией Суда при проведении инвентаризации определяется статус объекта учета, характеризующий его состояние и целевую функцию актива.
Для определения статуса объекта учета (основных средств) предусмотрены такие коды:
11- в эксплуатации;
12- требуется ремонт;
13- находится на консервации;
14- требуется модернизация;
15- требуется реконструкция;
16- не соответствует требованиям эксплуатации;
17- не введен в эксплуатацию.
Для определения целевой функции актива (основных средств) предусмотрены такие коды:
11- продолжить эксплуатацию;
12- ремонт;
13- консервация;
14- модернизация, дооснащение (дооборудование);
15- реконструкция;
16- списание;
17- утилизация.
В один инвентарный объект, признаваемый комплексом объектов основных средств, объединяются объекты имущества несущественной стоимости, имеющие одинаковые сроки полезного и ожидаемого использования.
Необходимость объединения и конкретный перечень объединяемых объектов определяет комиссия Суда по поступлению и выбытию активов.
Не считается существенной стоимость до 100 000 рублей за один имущественный объект.
Каждому объекту недвижимого, а также движимого имущества стоимостью свыше 10000 рублей присваивается уникальный инвентарный номер.
Присвоенный объекту инвентарный номер обозначается материально ответственным лицом в присутствии уполномоченного члена комиссии по поступлению и выбытию активов путем нанесения номера на инвентарный объект краской или водостойким маркером или с использованием штрих-кода. В случае если объект является сложным (комплексом конструктивно сочлененных предметов), инвентарный номер обозначается на каждом составляющем элементе тем же способом, что и на сложном объекте.
Если порядок эксплуатации объекта основных средств (его составных частей) требует замены отдельных составных частей объекта, затраты по такой замене, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств активами. При этом стоимость объекта основных средств уменьшается на стоимость заменяемых (выбываемых) частей.
Остаточная стоимость замененной (выбывшей) части объекта основных средств относится на финансовый результат текущего периода (списывается с бухгалтерского учета) вне зависимости от того амортизировалась ли эта часть объекта основных средств отдельно или нет.
В случае когда определить остаточную стоимость замененной части объекта основных средств не представляется возможным, величина относимой на финансовый результат текущего периода остаточной стоимости замененной (выбывшей) части объекта основных средств может быть эквивалентна затратам на ее замену (приобретения или строительства) на момент их признания. Данное правило применяется к следующим группам основных средств:
машины и оборудование;
транспортные средства;
инвентарь производственный и хозяйственный;
основные средства, не включенные в другие группировки.
Начисление амортизации осуществляется линейным методом.
Амортизация на объекты основных средств начисляется в следующем порядке:
на объект основных средств стоимостью свыше 100 000 рублей амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации;
на объект основных средств стоимостью до 10000 рублей включительно
амортизация не начисляется; первоначальная стоимость введенного (переданного) в эксплуатацию объекта основных средств, являющегося объектом движимого имущества стоимостью до 10 000 рублей включительно, списывается с балансового учета с одновременным отражением объекта основных средств на забалансовом счете 21;
на иной объект основных средств стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100 % первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию.
При переоценке объекта основных средств накопленная амортизация на дату переоценки пересчитывается пропорционально изменению первоначальной стоимости объекта таким образом, чтобы его остаточная стоимость после переоценки равнялась его переоцененной стоимости. При этом балансовая стоимость и накопленная амортизация увеличиваются (умножаются) на одинаковый коэффициент таким образом, чтобы при их суммировании получить переоцененную стоимость на дату проведения переоценки.
Срок полезного использования объектов основных средств устанавливается комиссией по поступлению и выбытию активов в акте технического состояния объектов основных средств.
Локально-вычислительная сеть (далее - ЛВС), охранно-пожарная сигнализация (далее - ОПС), система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, система видеонаблюдения и другие системы как отдельные инвентарные объекты не учитываются. Отдельные элементы ЛВС и ОПС, а также системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и системы видеонаблюдения, которые соответствуют критериям основных средств, установленным стандартом «Основные средства» учитываются как отдельные основные средства. Элементы ЛВС или ОПС, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, системы видеонаблюдения, для которых установлен одинаковый срок полезного использования, учитываются как единый инвентарный объект.
Расходы на монтаж данных систем и объекты, которые будут включены в состав основных средств, учитываются раздельно.
Стоимость отдельных элементов системы (приборы, оборудование), которые включены в состав основного средства, учитываются на счете 1.106.01 «Вложения в основные средства» по стоимости, указанной в справке КС-3.
А затраты на монтаж, в том числе стоимость материалов, вмонтированных в потолки и стены здания (провода, розетки, короба), списываются на текущие расходы.
Передача Судом федерального недвижимого имущества (части помещения) арендатору отражается на счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)». Проводится начисление предстоящих доходов от предоставления права пользования помещением в сумме арендных платежей за весь срок действия договора аренды на счете 205.21 «Расчеты по доходам от операционной аренды»
Так как в аренду передается часть объекта, то записи внутреннего перемещения не производятся. Информация о передаче объекта в пользование отражается в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) . Балансовая стоимость части объекта рассчитывается пропорционально его общей балансовой стоимости, согласно занимаемой площади.
3.9. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ
Материальные запасы принимаются к бюджетному учету по фактической стоимости приобретения с учетом расходов, связанных с их приобретением.
Выдача расходных материальных запасов (канцелярских принадлежностей, запасных частей и хозяйственных материалов) на нужды Суда, оформляется ведомостью выдачи материальных ценностей (ф. 0504210). Эта ведомость является основанием для списания материальных запасов.
Основание для списания мягкого и хозяйственного инвентаря - акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143).
В остальных случаях основанием для списания материальных запасов (кроме мягкого инвентаря и посуды) является акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).
Списание материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы.
Фактическая стоимость материальных запасов, полученных в результате ремонта, разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из:
их справедливой стоимости на дату принятия к бюджетному учету, рассчитанной методом рыночных цен;
сумм, уплачиваемых Судом за доставку материальных запасов,
приведение их в состояние, пригодное для использования.
Материальные ценности в виде бланков строгой отчетности, ценных подарков (сувенирной продукции), приобретенные для использования в процессе деятельности учреждения и находящиеся в местах хранения (складах) у субъекта учета, подлежат отражению в бюджетном учете на счете 010536349 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения".
С момента выдачи материальных ценностей в виде бланков строгой отчетности работнику учреждения, ответственному за их оформление, указанные материальные ценности отражаются на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности" до момента предоставления им документа, подтверждающего их выдачу (уничтожение испорченных бланков). Одновременно стоимость бланков строгой отчетности, выданных с мест хранения, относится на расходы текущего финансового периода (по дебету счета 040120272 "Расходы материальных запасов текущего финансового года".
С момента выдачи с мест хранения (со склада) материальных ценностей в виде ценных подарков (сувенирной продукции) работнику Суда, ответственному за организацию протокольного (торжественного) мероприятия и (или) вручение ценных подарков (сувенирной продукции), указанные материальные ценности отражаются на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» до момента их передачи (вручения).
Одновременно стоимость ценных подарков (сувенирной продукции), выданных со склада Суда на основании ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (форма по ОКУД 0504210), относится на расходы текущего финансового периода (по дебету счета 040120272 «Расходы материальных запасов текущего финансового года»).
По факту вручения ценных подарков (сувенирной продукции) в рамках протокольных и торжественных мероприятий ответственным лицам, получившим ценные подарки (сувенирную продукцию) со склада Суда, необходимо обеспечить оформление Акта о вручении (приложение № 3 к настоящему Положению).
Данная форма первичного документа разработана Судом в соответствии с пунктом 25 Стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».
На основании Акта о вручении ценные подарки (сувенирная продукция) подлежат списанию с забалансового счета 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки».
3.10. ЗАБАЛАНСОВЫЙ УЧЕТ
На забалансовых счетах учитываются: ценности, находящиеся в Суде, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления (арендованное имущество, полученное с правом безвозмездного (бессрочного) пользования, поступившее на хранение и (или) переработку, а также по централизованным закупкам и т.п.); материальные ценности, учет которых предусмотрен вне балансовых счетов (основные средства, стоимостью до 10000 руб. включительно, введенные в эксплуатацию, бланки строгой отчетности, имущество, приобретенное в целях награждения (дарения), переходящие награды, призы, кубки, материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению, а также дополнительные аналитические данные об иных объектах учета и о проведенных операциях, необходимые для раскрытия сведений об исполнении бюджета в бюджетной отчетности.
Судом используются забалансовые счета, предусмотренные рабочим планом счетов.
Бланки строгой отчетности (далее – БСО) учитываются на забалансовом счете 03 в разрезе ответственных за их хранение и (или) выдачу лиц, мест хранения в условной оценке: один бланк - один рубль.
В Суде учитываются следующие БСО: банковская карта, бланки исполнительного листа, бланки путевых листов, вкладыши к трудовым книжкам, голограммы (наклейки), листы чековой книжки, топливная карта, трудовые книжки.
Все материальные ценности, а также иные активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах, инвентаризируются в порядке и в сроки, установленные для объектов, учитываемых на балансе.
В целях осуществления учета и контроля исполнения федеральными государственными гражданскими служащими положений пункта 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 №63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» о представлении выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении жилого помещения (части жилого помещения), которое было приобретено (построено) с использованием единовременной выплаты, подтверждающей целевое расходование указанных средств, до представления указанных документов, а также документов, подтверждающих использование единовременной субсидии на цели приобретения (строительства) жилого помещения (части жилого помещения), информация о предоставленной единовременной субсидии учитывается на дополнительном забалансовом счете 29 «Предоставленные субсидии на приобретение жилья» в разрезе государственных гражданских служащих».
Списание с забалансового счета 29 происходит в следующих случаях:
если государственный гражданский служащий расторгнул трудовой договор (служебный контракт) после получения субсидии на приобретение жилья без предоставления документов о праве собственности;
если в течение трех лет государственный гражданский служащий не предоставляет документы о праве собственности.
На забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» отражается обеспечение обязательства в виде банковской гарантии. Принятие к учету банковской гарантии отражается датой предоставления банковской гарантии. Выбытие банковской гарантии с учета отражается датой прекращения обязательства, в обеспечение которого выдана банковская гарантия (отражение по счету со знаком «минус»).
3.11. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Инвентаризацию имущества и обязательств (в том числе числящихся на забалансовых счетах), а также финансовых результатов (в том числе расходов будущих периодов и резервов) проводит постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
В случае необходимости создаются рабочие инвентаризационные комиссии, в состав которых можно включать представителей сторонних организаций - экспертов, консультантов.
При этом у данных специалистов должны быть доверенности, выданные в установленном порядке той организацией, которая направляет своего представителя для проведения инвентаризации.
Состав комиссий утверждается приказами Суда.
Из состава постоянной действующей инвентаризационной комиссии исключаются члены комиссии, отсутствующие на время проведения инвентаризации по уважительной причине (болезнь, отпуск, командировка и др.). Общий состав инвентаризационной комиссии не должен быть менее трех человек.
Инвентаризации подлежит все имущество Суда независимо от его местонахождения и все виды финансовых активов и обязательств Суда.
Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и по материально ответственным лицам.
Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества;
сопоставление фактического наличия с данными бюджетного учета;
проверка полноты отражения в учете имущества, финансовых активов и обязательств (выявление неучтенных объектов, недостач);
документальное подтверждение наличия имущества, финансовых активов и обязательств; определение фактического состояния имущества и его оценка; выявление признаков обесценения активов.
Инвентаризационная комиссия в ходе годовой инвентаризации выявляет признаки обесценения каждого актива индивидуально – проводит тест на обесценение. Полученные данные отражаются в Инвентаризационной описи по нефинансовым активам (ф. 0504087) в графе 19 «Примечание», а также в пояснительной записке к годовой бюджетной отчетности.
Проведение инвентаризации обязательно:
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных экстремальными условиями;
при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств, не сданных в финансово-экономический отдел Суда и не учтенных на момент проведения инвентаризации.
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в финансово-экономический отдел Суда или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, нематериальных активов, материальных запасов и другого имущества, денежных средств, финансовых активов и обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Также комиссия обеспечивает внесение в описи (ф. 0504087) обнаруженных признаков обесценения актива (графа 19 «Примечание»), информации о статусе объекта учета (графа 8) и целевой функции актива (графа 9).
Если инвентаризация проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
Если материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада и т. п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии.
Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок.
Инвентаризация дебиторской задолженности по расходам, образовавшимся в связи с авансированием государственных контрактов, проводится ежеквартально перед составлением бюджетной отчетности.
3.12. ДЕБИТОРСКАЯ И КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ
Дебиторская задолженность признается безнадежной к взысканию и списывается с балансового учета в соответствии с положением к приказу Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 21.01.2019 № 14 "Об утверждении положения о принятии решений о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации". Решение о списании принимается на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов с приложением результатов проведенной инвентаризации и служебной записки о выявлении дебиторской задолженности, безнадежной к взысканию.
Задолженность, признанная безнадежной для взыскания, списывается с балансового учета и отражается на забалансовом счете 04 "Сомнительная задолженность".
Списание дебиторской задолженности, признанной в установленном порядке безнадежной к взысканию, осуществляется по решению комиссии по списанию безнадежной к взысканию дебиторской задолженности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 01.07.2016 № 142 "Об утверждении Регламента списания дебиторской задолженности, признанной в установленном порядке безнадежной к взысканию").
Кредиторская задолженность, не востребованная кредитором, списывается забалансового учета на основании заключения комиссии по поступлению и выбытию активов. Решение о списании принимается на основании данных проведенной инвентаризации и докладной записки о выявлении кредиторской задолженности, не востребованной кредиторами, срок исковой давности по которой истек. Срок исковой давности определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одновременно списанная с балансового учета кредиторская задолженность
отражается на забалансовом счете 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами".
3.13. СОБЫТИЯ ПОСЛЕ ОТЧЕТНОЙ ДАТЫ
В данные бухгалтерского учета за отчетный период включается информация о событиях после отчетной даты - существенных фактах хозяйственной жизни, которые произошли в период между отчетной датой и датой подписания или принятия бухгалтерской (финансовой) отчетности и оказали или могут оказать существенное влияние на финансовое состояние, движение денег или результаты деятельности Суда (далее - События).
Факт хозяйственной жизни признается существенным, если без знания о нем
пользователи отчетности не могут достоверно оценить финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения. Оценивает существенность влияний и квалифицирует событие как событие после отчетной даты главный бухгалтер на основе своего профессионального суждения.
Событиями после отчетной даты признаются:
события, которые подтверждают существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия Суда (Суд применяет перечень таких событий, приведенный в п.7 стандарта "События после отчетной даты");
события, которые указывают на условия хозяйственной деятельности, факты
хозяйственной жизни или обстоятельства, возникшие после отчетной даты (Суд применяет перечень таких событий, приведенный в пункте 7 стандарта "События после отчетной даты").
Событие отражается в учете и отчетности в следующем порядке:
1.Событие, которое подтверждает хозяйственные условия, существовавшие на отчетную дату, отражается в учете отчетного периода. При этом делается дополнительная бухгалтерская запись, которая отражает это событие, либо запись способом "красное сторно" и (или) дополнительная бухгалтерская запись на сумму, отраженную в бухгалтерском учете.
События отражаются в регистрах бухгалтерского учета в последний день отчетного периода до заключительных операций по закрытию счетов. Данные бухгалтерского учета отражаются в соответствующих формах отчетности с учетом событий после отчетной даты.
В разделе 5 "Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности" текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160) (далее - раздел 5 ф.0503160) раскрывается информация о Событии и его оценке в денежном выражении.
2.Событие, указывающее на возникшие после отчетной даты хозяйственные условия, отражается в бухгалтерском учете периода, следующего за отчетным. Аналогичным образом отражается Событие, которое не отражено в учете и отчетности отчетного периода из-за соблюдения сроков представления отчетности или из-за позднего поступления первичных учетных документов. При этом информация о таком Событии и его денежная оценка приводятся в разделе 5 ф.0503160.
3.14. ОБЕСЦЕНЕНИЕ АКТИВОВ
Проверка наличия признаков возможного обесценения активов (снижения убытка) проводится при проведении инвентаризации соответствующих активов по приказам Суда о проведении инвентаризации.
Выявление признаков обесценения активов осуществляется путем анализа наличия любых признаков, указывающих на возможное обесценение актива (тест на обесценение).
Информация о признаках возможного обесценения активов (снижения убытка), выявленных в рамках инвентаризации, отражается в Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф.0504087).
При выявлении признаков возможного обесценения активов (снижения убытка) комиссия по поступлению и выбытию активов принимает решение о необходимости (или об отсутствии необходимости) определения справедливой стоимости такого актива, оформляемое приказом с указанием метода, которым стоимость будет определена. Справедливая стоимость актива определяется методом рыночных цен.
Если по результатам определения справедливой стоимости актива выявлено обесценение, его необходимо отразить в учете.
Если по результатам анализа выявленных признаков обесценения актива принимается решение об учете актива на забалансовом счете, в дальнейшем проведения теста на обесценения такого актива не осуществляется.
Убыток от обесценения актива признается в учете на основании Бухгалтерской
справки (ф.0504833).
Восстановление убытка от обесценения отражается в учете только в том случае, если с момента последнего признания убытка от обесценения актива был изменен метод определения справедливой стоимости актива.
Если с момента последнего признания убытка от обесценения актива метод определения справедливой стоимости актива не изменялся, то сумма убытка от обесценения актива не восстанавливается. В этом случае комиссия по поступлению и выбытию активов может принять решение о корректировке оставшегося срока полезного использования актива.
3.15. ПОРЯДОК И СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ
Суд составляет и представляет бюджетную отчетность как получатель средств федерального бюджета в порядке и в сроки, установленные приказами главного распорядителя средств федерального бюджета – Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Месячная, квартальная, годовая отчетность формируется и представляется главному распорядителю на бумажном носителе и в электронном виде с применением программы АКСИОК путем передачи по телекоммуникационным каналам связи, а также в ГИИС «Электронный бюджет»
Иная ведомственная отчетность также составляется и представляется в порядке и в сроки, установленные приказами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Налоговая, статистическая отчетность, отчетность во внебюджетные фонды и иная отчетность, сведения и информация составляются и представляются в случаях, в порядке и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе путем передачи по телекоммуникационным каналам связи с обеспечением защиты информации.
3.16. УЧЕТ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА
Суд все расходы производит в соответствии с утвержденной на отчетный год бюджетной сметой. При определении финансового результата деятельности суда за отчетный период доходы и расходы учитываются по методу начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Доходы от предоставления права пользования активом (арендная плата) признаются доходами текущего финансового года с одновременным уменьшением предстоящих доходов равномерно (ежемесячно) на протяжении срока пользования объектом учета аренды.
В составе расходов будущих периодов на счете 0401 50000 «Расходы будущих периодов» отражаются расходы на приобретение лицензии на право пользования программным обеспечением, страхование имущества.
Если срок договоров страхования и доступ к системе предоставлен на текущий финансовый год, то затраты следует включать в состав текущих расходов (счет 401.20 «Расходы текущего финансового года»).
Расходы, произведенные в текущем отчетном периоде, не относящиеся к будущим отчетным периодам, списываются равномерно на финансовый результат текущего финансового года в течение периода, к которому они относятся.
![]() |
Получайте судебные уведомления в личном кабинете на Госуслугах

⛆ Отсканируйте QR-код для быстрого перехода к разделу настроек ГОСПОЧТЫ ⛆